Музыка: Григ «Шествие гномов».
Пересечение всех данных названий
создаёт на карте место наибольшего уничтожения идей, положенных
в основу этих самых наименований. А ведь именно в этом месте разрыва охранного
магического круга к человеку и проникает нечистая сила.
А является ли зло злом в книге
Булгакова? Например, ужасная смерть Берлиоза. Можно ли
её считать делом рук Воланда?
Нет.
Сатана лишь в пылу
полемики об истине приоткрыл Берлиозу его судьбу. Он не
разливал масла, не прокладывал трамвайные пути,
не делал Берлиоза
председателем МАССОЛИТа. Он лишь наделён
даром всеведения. По-своему он даже
пытался сделать доброе
дело, спрашивая
разрешение послать печальную телеграмму в Киев дяде Берлиоза. А не получив ответа, всё же отбивает
телеграфом:
«Меня
только что зарезало трамваем на Патриарших.
Похороны
пятницу. 3 часа дня. Берлиоз».
На протяжении всего романа сатана не
совершил ни одного дурного проступка, не
нарушил
ни одну заповедь.
Наоборот, он
милосердно извлек Мастера
из клиники Стравинского, воскресил
из праха и
золы
сожжённую рукопись, соединил
любящих,
взял с собой
и даровал покой.
Нам не жаль ни провокатора барона
Майгеля, ни буфетчика варьете Андрея Фокича с его легендарной «осетриной второй
свежести», ни даже
Берлиоза. Возможно, их настигло
справедливое возмездие.
Шутовская свита
сатаны – Коровьев,
Бегемот, Азазелло – тоже непостижимым образом воюют
против алчности, подлости, трусости и прочих грехов. Зло карает только грешников, оно не
может принести беду
праведнику. К тому же зло друг другу творят только люди.
У тьмы высокая цель. Сатана явился в
Москву для страшного суда. Булгаков расходится с Евангелием в трактовке добра и зла, где
всё чётко разделено.
Музыка: Гендель «Соната для
флейты и клавесина».
Образ
Мастера
имеет у Булгакова и автобиографические,
и литературные, и евангельские
ассоциации. Обстановка травли,
в которой оказался Булгаков во второй
половине 20-х годов,
весьма напоминает обстоятельства, о которых
рассказывает Мастер.
Сходство Мастера с Иешуа
– в их бездомности, в травле
вокруг них, в доносе, которому оба подверглись. Гибель Мастера,
а затем
его «пробуждение» тоже
отдалённо напоминает
евангельское воскрешение Христа.
Судьбу Мастера в романе
решают силы добра
и зла.
«Что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить своё
внимание на круглую башню, которая была у него за спиной на крыше. Из стены её
вышел оборванный, выпачканный в глине, мрачный человек в хитоне, в самодельных
сандалиях, чёрнобородый.
- Ба! - воскликнул
Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, –
менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем
пожаловал, незваный, но предвиденный
гость?
- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший,
исподлобья, недружелюбно глядя на Воланда… - Он прислал меня.
- Что же он велел передать
тебе, раб?
- Я не раб, - всё более озлобляясь,
ответил Левий Матвей, -
я его ученик.
- Мы говорим
с тобой
на разных языках,
как всегда, - отозвался
Воланд, - но
вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак...
- Он прочитал
сочинение мастера, -
заговорил Левий Матвей, -
и просит тебя,
чтобы
ты взял с собою мастера и
наградил его
покоем. Неужели
это трудно тебе сделать,
дух зла?
- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе
это
хорошо известно.
- Он
помолчал и добавил: -
А что же вы не
берёте его к себе,
в свет?
- Он не заслужил
света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.
- Передай, что будет
сделано, - ответил Воланд и прибавил,
причём глаз его вспыхнул: - И покинь меня немедленно.
- Он просит, чтобы
ту, которая любила и страдала из-за него, вы
взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
- Без тебя мы бы
никак не догадались об этом. Уходи»
В этом диалоге проскальзывает мысль о
вине Мастера.
Положительный
герой непостижимым образом оказывается
связанным с Понтием
Пилатом, которого так же мучает в
вечности его вина. Именно Мастер отпускает Пилата, объявляет его
свободным, а сам остаётся в вечном
приюте.
Пила уступает место Мастеру. Чувство вины и ответственности за
критические моменты жизни постоянно мучили и самого
Булгакова.
Ни в одной редакции романа герой так и
не увидит свой вечный дом, не войдет в него. Сладкий покой – сад с красными
вишнями, усыпающими ветви деревьев, музыка Шуберта, Маргарита,
назад
далше