Суббота, 05.10.2024


ГБОУ №495 Московского района Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы Кудимова Н.Н.
Проект «Союз театра и уроков литературы»





Меню сайта
Форма входа
4

            Музыка: Григ «Шествие гномов».

 

            Пересечение всех данных названий создаёт на карте место наибольшего уничтожения  идей,  положенных в основу этих самых наименований. А ведь именно в этом месте разрыва охранного магического круга к человеку и проникает нечистая сила.

 

          А является ли зло злом в книге Булгакова? Например, ужасная смерть Берлиоза.  Можно  ли  её  считать  делом  рук  Воланда?  Нет.

Сатана лишь в пылу полемики об истине приоткрыл Берлиозу его судьбу.  Он  не разливал  масла,  не  прокладывал  трамвайные  пути,

не делал Берлиоза председателем МАССОЛИТа.  Он лишь наделён даром  всеведения.  По-своему  он  даже  пытался  сделать  доброе

дело, спрашивая разрешение послать печальную телеграмму в Киев дяде  Берлиоза.  А не получив ответа, всё же отбивает телеграфом:

 

«Меня только что зарезало трамваем  на  Патриарших.

Похороны пятницу.  3 часа дня.  Берлиоз».

 

 

            На протяжении всего романа сатана не совершил ни одного дурного проступка,  не  нарушил  ни   одну  заповедь.  Наоборот,   он

милосердно  извлек  Мастера  из клиники Стравинского,  воскресил

из  праха  и  золы  сожжённую рукопись,   соединил   любящих,

взял  с  собой  и  даровал  покой.

 

 

          Нам не жаль ни провокатора барона Майгеля,  ни буфетчика варьете   Андрея  Фокича   с  его  легендарной   «осетриной   второй

 свежести»,  ни  даже  Берлиоза.    Возможно,   их  настигло

справедливое   возмездие.

 

          Шутовская  свита  сатаны  –  Коровьев,   Бегемот,  Азазелло – тоже непостижимым образом воюют против алчности, подлости, трусости и прочих грехов.  Зло карает только грешников,  оно  не

может принести беду праведнику. К тому же зло друг другу творят только люди.

 

          У тьмы высокая цель. Сатана явился в Москву для страшного суда.  Булгаков  расходится  с Евангелием  в  трактовке  добра и  зла, где  всё  чётко разделено.

 

              Музыка: Гендель «Соната для флейты и клавесина».

 

            Образ   Мастера  имеет  у  Булгакова  и  автобиографические,

 и литературные,  и  евангельские  ассоциации.  Обстановка  травли,

 в которой оказался  Булгаков  во  второй  половине  20-х годов,

 весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает Мастер.

          Сходство Мастера  с  Иешуа  –  в их бездомности, в травле

вокруг них,  в доносе,  которому оба подверглись.  Гибель  Мастера,

а   затем  его  «пробуждение»  тоже  отдалённо  напоминает

евангельское   воскрешение   Христа.

 

            Судьбу  Мастера  в   романе  решают   силы  добра  и  зла.

            «Что-то заставило  Воланда отвернуться от города и обратить своё внимание на круглую башню, которая была у него за спиной на крыше. Из стены её вышел оборванный, выпачканный в глине, мрачный человек в хитоне,  в  самодельных  сандалиях,  чёрнобородый.

 

 

- Ба! - воскликнул Воланд,  с насмешкой  глядя на  вошедшего, –

менее   всего   можно   было   ожидать   тебя  здесь!   Ты   с  чем

пожаловал,   незваный,  но   предвиденный   гость?

 

- Я  к  тебе,  дух  зла  и  повелитель  теней, - ответил вошедший,

исподлобья,  недружелюбно глядя  на  Воланда… -  Он прислал меня.

 

- Что  же  он  велел  передать  тебе,  раб?

 

- Я   не   раб,  -  всё  более  озлобляясь,  ответил  Левий  Матвей, -

я   его   ученик.

-  Мы  говорим  с  тобой  на  разных  языках,  как  всегда,  -  отозвался  

Воланд,  -  но вещи, о которых мы говорим,  от этого  не меняются. Итак...

 

- Он  прочитал   сочинение    мастера,  -  заговорил  Левий Матвей, -

и  просит  тебя,  чтобы  ты  взял с собою мастера и наградил его

покоем.   Неужели  это  трудно  тебе  сделать,   дух  зла?

 

- Мне  ничего  не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это

 хорошо  известно.  -   Он помолчал и добавил:   -   А  что  же вы не

берёте  его  к  себе,  в  свет?

 

- Он не заслужил света, он  заслужил  покой, - печальным голосом проговорил   Левий.

 

- Передай, что будет сделано, - ответил  Воланд и прибавил, причём глаз  его  вспыхнул:  -  И  покинь меня немедленно.

 

- Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы

 взяли бы тоже, -  в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.

 

- Без тебя мы бы никак не догадались об этом. Уходи»

 

            В  этом  диалоге  проскальзывает  мысль  о  вине  Мастера.

 Положительный  герой  непостижимым  образом   оказывается

связанным   с  Понтием  Пилатом,  которого  так   же   мучает   в

вечности  его  вина.  Именно Мастер отпускает Пилата, объявляет его свободным,  а  сам  остаётся  в  вечном  приюте.

 

            Пила  уступает  место  Мастеру. Чувство вины и ответственности за критические моменты жизни постоянно мучили и самого

Булгакова.

         Ни в одной редакции романа герой так и не увидит свой вечный дом, не войдет в него. Сладкий покой – сад с красными вишнями, усыпающими  ветви  деревьев,  музыка  Шуберта,  Маргарита,

назад

далше

Поиск
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz