По свидетельству современников киевская панорама
Иерусалима впечатляла зрителя
масштабом и мастерством
исполнения. Вот откуда
берёт исток писательская сила личного
впечатления.
«Тьма, пришедшая со Средиземного
моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты,
соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила
крылатых богов над
гипподромом, Хасмонейский дворец с
бойницами, базары, караван-сараи, переулки,
пруды… Пропал
Ершалаим – великий
город, как будто не существовал на свете…»
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» более 10
лет,
поправляя и переделывая
написанное, на долгие месяцы оставляя
рукопись и вновь возвращаясь к ней. Рукописные тетради романа
сохранились, но дошли
до нас не полностью. При исследовании
выяснилось, что редакций,
то есть вариантов
романа - шесть.
Одновременно шла работа
над другими произведениями, но
этот роман был
книгой, с которой Булгаков не в силах был
расстаться – роман-судьба,
роман-завещание.
Литература, как искусство
слова, всегда обладала
даром
пророчества, в особенности русская литература. Какой из русских писателей или поэтов
не напророчил себе судьбу в своём
творчестве? Елена Сергеевна Булгакова вспоминала о том, что
когда наступил
1939 год, Михаил Афанасьевич
стал говорить:
«- Ну, вот пришел мой последний год.
И всегда говорил это друзьям за столом вдруг, в разгар веселья:
Да, вам хорошо, вы будете жить,
а я скоро
умру.
И он начинал говорить о своей
предстоящей
смерти, причём
говорил до того
в комических тонах, что
я первая хохотала,
а за мной
все остальные, потому что
удержаться было нельзя,
настолько он выглядел здоровым и полным жизни».
14 мая 1939 года роман «Мастер и
Маргарита» был завершён,
а спустя 3 месяца - 14 августа Булгаков впервые почувствовал себя плохо. А после
первого визита к
врачу выяснилось, что он болен
неизлечимой болезнью, которая унесла его
отца возрасте 49 лет. Михаил Афанасьевич
умер
за
два
месяца
до своего
49-летия. После всей
чертовщины романа, в этой внезапной
смерти так
и чудится что-то мистическое. И все-таки,
что это: роковая случайность, предчувствие конца жизненных
сил? Каким бы
ни был ответ – смерть
писателя стала
доказательством его пророческого дара.
Поражает финал в
истории написания романа: смерть
самого Михаила Афанасьевича,
дважды предсказанная им –
сначала гибель Михаила
Александровича Берлиоза, затем смерть Мастера в полнолуние.
Берлиоза,
наряду с Мастером,
можно
считать вторым «я»
автора. Инициалы
героя совпадают с
инициалами самого писателя – М.А.Б. Булгаков перестал
править роман на 19
главе, в том самом
месте, где описал
похороны своего рокового
двойника Берлиоза.
Самый фантастический
из всех своих романов Булгаков с самого начала стал подавать как реальное событие.
Работа над романом совпадает с литературной
легендой, которую автор сочинял
с
не меньшим усердием.
Вспоминает Елена
Сергеевна Булгакова:
«Это
было в мае,
в тёплый вечер на
Патриарших прудах.
- Представь себе, -
начал Булгаков, - Сидят, как мы сейчас,
на скамейке
два литератора…
И он рассказал
мне завязку будущего романа о
дьяволе. Но не просто
рассказал, а придал
рассказу оттенок реальности. Он
повёл меня в
какую-то квартиру, тут же на Патриарших. Там нас встретил какой-то старик в поддёвке, с белой
бородой.
Сидели у камина. Старик спросил: - Можно
вас поцеловать? Поцеловал,
заглянул в глаза,
сказал:
- Ведьма.
- Как он угадал? – воскликнул Булгаков.
Потом я часто
пробовала расспросить Мишу,
что это
была
за квартира? Но он
всегда прикладывал
палец к губам
и
отмалчивался».
По воспоминаниям современников, Булгаков был очень
чуток к магии чисел, анаграмм,
различной символике.
Взять хотя бы
роль цифр в романе
«Мастер и Маргарита».
Пять – магическое число, и в этом качестве оно используется
в романе. Действие в Москве разворачивается в мае, пятом по
счёту месяце. В первый вечер Пасхи
над
храмом Ершалаима
горят два гигантских пятисвечия. Пилат – пятый прокуратор Иудеи. Все эти совпадения согласуются с идеей чёрной магии.
Музыка: Григ
«В пещере горного короля».
Очень важным для Булгакова оказывается и символика
топонимики. Сатана
появляется в Москве весной в час небывало жаркого заката, у Патриарших прудов. Что это за местность?
Почему она так притягательна для Воланда?
Не мог ли он прибыть
в
Москву с другой стороны?
- Вы немец? –
спрашивает Бездомный подозрительного интуриста.
- Я - то? – переспрашивает тот и, подумав, отвечает, -
Да, пожалуй, немец».
Дьявол, в
том европейском виде
(а-ля Мефистофель),
каким он
ещё в 19 веке
явился перед русским
обществом, был
именно немцем, нечистой силой, идущей с
Запада. Поэтому
логично, что он появляется на московской
земле именно с
западной стороны Садового кольца, которое и есть ничто иное,
как срытая до
основания земляная крепостная стена. Когда-то это было внушительное сооружение вокруг Москвы с окружностью в 15
км, с деревянной стеной на валу, с сотней глухих башен с
пушками.
Словом – это
было мощное крепостное сооружение против врага,
от которого
к моменту описываемых событий осталось
лишь
название. А город,
лишённый стен, открыт всем врагам, в том
числе и врагу рода
человеческого.
Кроме того, Воланд появляется
в точке абсурда.
Действительно, в послереволюционной
Москве конца 20-х годов, где в центре не было ни одной действующей церкви, само название - Патриаршие -
звучало горькой насмешкой. Своё имя пруды
получили от Патриаршей
слободы, которая находилась здесь в Средние
века.
Имя
– вот всё
, что осталось от патриархии.
Назад
Дальше