Суббота, 06.07.2024


ГБОУ №495 Московского района Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы Кудимова Н.Н.
Проект «Союз театра и уроков литературы»





Меню сайта
Форма входа
3

            По  свидетельству современников  киевская  панорама

Иерусалима   впечатляла  зрителя   масштабом   и   мастерством

исполнения.  Вот   откуда  берёт исток  писательская  сила  личного

впечатления.

            «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых  богов  над  гипподромом,   Хасмонейский  дворец    с

бойницами,  базары,  караван-сараи,   переулки,  пруды…  Пропал

Ершалаим  –  великий  город,  как будто не существовал на свете…»

 

 

            Булгаков  писал  «Мастера и Маргариту»  более  10  лет,

поправляя  и  переделывая  написанное, на долгие месяцы оставляя рукопись  и  вновь  возвращаясь  к  ней.  Рукописные тетради романа

сохранились,  но  дошли  до  нас  не  полностью.  При  исследовании

выяснилось,  что  редакций,  то  есть  вариантов  романа -  шесть.

Одновременно   шла  работа  над  другими  произведениями,  но

этот  роман   был  книгой,  с  которой  Булгаков  не  в  силах  был

расстаться  –  роман-судьба,  роман-завещание.

 

            Литература,  как  искусство  слова,  всегда  обладала  даром

 пророчества,  в  особенности русская  литература. Какой из русских писателей   или  поэтов  не   напророчил  себе   судьбу   в    своём

творчестве?   Елена  Сергеевна  Булгакова  вспоминала  о  том,  что

когда  наступил  1939 год,  Михаил  Афанасьевич  стал  говорить:

            «- Ну, вот пришел мой последний год.

И всегда  говорил это  друзьям  за столом вдруг,  в  разгар  веселья:

            Да,  вам  хорошо,  вы  будете  жить,  а  я  скоро умру.

И  он  начинал  говорить  о  своей   предстоящей  смерти,  причём

говорил  до  того в  комических  тонах,  что  я  первая хохотала,

а  за  мной  все  остальные,  потому  что  удержаться  было  нельзя,

настолько  он   выглядел  здоровым  и  полным  жизни».

 

            14 мая 1939 года роман «Мастер и Маргарита» был завершён,

а спустя  3 месяца - 14 августа  Булгаков  впервые почувствовал  себя плохо.  А  после  первого  визита  к  врачу выяснилось,  что  он  болен

неизлечимой  болезнью, которая  унесла  его отца   возрасте  49 лет. Михаил   Афанасьевич   умер   за   два   месяца   до   своего 

49-летия.  После всей   чертовщины  романа,   в   этой  внезапной

 смерти  так  и   чудится  что-то  мистическое.  И  все-таки,  

что это: роковая  случайность, предчувствие  конца  жизненных  сил?  Каким   бы  ни  был   ответ   –   смерть   писателя   стала

доказательством   его   пророческого  дара.

 

            Поражает  финал  в  истории  написания  романа:  смерть

самого  Михаила  Афанасьевича,   дважды   предсказанная    им –

сначала  гибель  Михаила  Александровича   Берлиоза, затем  смерть Мастера  в  полнолуние.   Берлиоза,  наряду  с  Мастером,   можно

считать  вторым  «я»  автора.   Инициалы   героя    совпадают   с

инициалами   самого   писателя  –  М.А.Б.      Булгаков   перестал

править   роман  на  19 главе,  в  том  самом  месте,  где  описал

похороны  своего  рокового  двойника   Берлиоза.

Самый фантастический из всех своих романов Булгаков с самого начала стал подавать как реальное событие. Работа над романом совпадает  с  литературной   легендой,  которую  автор  сочинял  с

не  меньшим  усердием.

 

Вспоминает Елена Сергеевна Булгакова:

 

       «Это  было  в  мае,  в  тёплый  вечер  на  Патриарших  прудах.

-  Представь  себе,  - начал Булгаков,  - Сидят,  как мы  сейчас,

 на  скамейке  два  литератора…

        И  он  рассказал  мне  завязку будущего  романа  о  дьяволе.  Но не  просто  рассказал,  а  придал  рассказу  оттенок  реальности.  Он

повёл меня в какую-то квартиру, тут же на Патриарших. Там нас встретил  какой-то  старик  в  поддёвке,  с  белой  бородой.  Сидели у камина.  Старик спросил:  -   Можно вас поцеловать?   Поцеловал,

заглянул  в  глаза,  сказал:  - Ведьма.

- Как он угадал? –   воскликнул  Булгаков.

            Потом  я  часто  пробовала   расспросить  Мишу,  что  это

 была   за   квартира?   Но  он  всегда  прикладывал   палец  к  губам  и   отмалчивался».

 

            По  воспоминаниям   современников,  Булгаков  был  очень

чуток   к  магии   чисел,   анаграмм,   различной  символике.

 

            Взять  хотя  бы  роль цифр  в  романе  «Мастер и Маргарита».

Пять  – магическое число, и  в  этом  качестве  оно  используется

в  романе.  Действие в Москве  разворачивается в мае,  пятом  по

счёту месяце.  В первый  вечер  Пасхи  над   храмом  Ершалаима

горят два гигантских  пятисвечия.   Пилат  – пятый прокуратор Иудеи. Все  эти  совпадения  согласуются  с  идеей  чёрной  магии.

 

Музыка: Григ «В пещере горного короля».

            Очень  важным  для  Булгакова  оказывается   и  символика

топонимики. Сатана появляется в Москве весной в час небывало жаркого  заката, у  Патриарших прудов. Что это за местность? Почему она так  притягательна  для  Воланда?   Не  мог  ли  он  прибыть   в

Москву  с  другой  стороны?

- Вы  немец?  – спрашивает  Бездомный  подозрительного интуриста.

- Я - то?  – переспрашивает тот и, подумав, отвечает, - Да, пожалуй, немец».

 

            Дьявол,  в  том  европейском  виде  (а-ля  Мефистофель),

каким   он  ещё  в  19  веке  явился  перед  русским  обществом,  был

именно  немцем,  нечистой силой,  идущей  с  Запада.  Поэтому

логично,   что  он   появляется  на  московской  земле  именно  с

 западной  стороны  Садового кольца,  которое и есть ничто  иное,

как срытая до основания земляная крепостная стена. Когда-то это было внушительное  сооружение вокруг Москвы с окружностью в 15 км,  с деревянной стеной на валу,  с сотней глухих  башен  с пушками.

Словом  –  это было мощное крепостное  сооружение  против  врага,

от  которого  к  моменту  описываемых  событий  осталось  лишь

название.  А город,  лишённый  стен,  открыт всем  врагам, в том

числе  и  врагу   рода  человеческого.

 

            Кроме  того,  Воланд  появляется  в   точке  абсурда.

 Действительно,  в  послереволюционной  Москве  конца 20-х годов, где в центре  не было ни одной  действующей церкви, само название   -  Патриаршие  -  звучало  горькой насмешкой.   Своё  имя  пруды

получили  от  Патриаршей   слободы, которая   находилась   здесь  в  Средние   века.    Имя  –  вот  всё ,  что  осталось  от   патриархии.

Назад

Дальше

Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz