Суббота, 05.10.2024


ГБОУ №495 Московского района Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы Кудимова Н.Н.
Проект «Союз театра и уроков литературы»





Меню сайта
Форма входа
5

возможность    мыслить   и  творить   –   ему   обещаны   Воландом  и

устами  Маргариты.  Но навсегда  остаётся  только обещанным  ему.

 

            Мастеру  уготован  покой,  но  не  свет.  Почему  Мастер  не

заслужил   света?   Не потому  ли,   что  помощи  и    защиты   просил

у   дьявола?     Может   быть,   потому   что   любил  женщину,

принадлежащую   другому?  Он  был  Мастер, а  не  герой.   Покой

Мастера  на   грани  света  и  тьмы,  на стыке дня и ночи.  Там,  где

горит  рассвет  и  свеча  зажигается  в  сумерках.

 

 

                       «Боги!  Боги мои!  Как  грустна  вечерняя  земля!  

Как  таинственны   туманы  над  болотами.  Кто  блуждал  в  этих

туманах,   кто  много  страдал  перед  смертью,  кто  летал  над  этой

землей,  неся  на  себе  непосильный  груз,  тот  это  знает.   

Это  знает   уставший.   И он без сожаления  покидает  туманы  земли,

её болотца и реки, он отдаётся  с легким сердцем в руки смерти, зная,  что  только  она  одна  успокоит  его».

 

 

Роман  «Мастер и Маргарита»  надвинулся  на  всё,  что

написал  Булгаков,  как  тень  горы  на  закате  надвигается  на землю.

В  тени всё  меркнет, стушёвывается, сама земля как бы делается её пьедесталом. А гора кажется всё  выше и выше, ещё величественнее. Время  сыграло с нами злую шутку.  Пошутил над нами и сам автор. Он,  конечно, не хотел этого,  но  он  писал  весёлый  роман.   Хотя

весёлое   в  нём  мешается  с  грустью.  Хотя  от  некоторых страниц

цепенеет   сердце.

 

            И всё-таки Булгаков, смеясь, расставался со своим прошлым и,  может  быть,  с  жизнью.  Как ни  страшна  эта  аналогия,  но роман

Булгакова  и  его  смерть  стоят  рядом.  «Мастер и Маргарита»  -

предсмертный   роман.  Страницы   его  дописывались   слабеющей

рукой.  И выплачено  за  него было  не только часами вдохновения, но  и  жизнью  автора.

 

            «Прощай, ученик!» - чуть слышно сказал Мастер и стал таять в воздухе». Идея духовного ученичества проходит через весь роман. Иешуа  и  Левий Матвей,   Мастер  и  Иван Бездомный…»

 

 

            В  итоговой  главе  романа  Булгаков  не  мог  не  вспомнить

своих   учителей.   Тема  Гоголя  проявляется  на  протяжении  всего

романа  в  виде  многочисленных  отсылок  к  его  произведениям.

Полёт  Маргариты  на  метле –  эпизод из «Ночи перед Рождеством».

Чудесное  избавление  от  нечистой  силы  благодаря  крику  петуха -  

напоминает  «Вия».  В  ситуации  с  украденной  головой  Берлиоза

просматривается  сюжет  повести «Нос».

 

 

            Но  главным  в  ряду  этих  ассоциаций  является   мотив

сожжённого   Мастером  романа,  отсылающего  нас к «Мертвым

душам»  и,  более  того,  не  только  к  творчеству,  но  и  к  личности,

судьбе  Гоголя.  По  отношению  к  нему  Булгаков  всегда благоговел и   ощущал  себя  учеником.

 

            Удивительно  в  связи  с  этим  одно  совпадение.  До  начала

 50-х  годов  на  могиле  Булгакова не было ни камня, ни креста – лишь  прямоугольник  травы  с незабудками,  да молодые  грушевые

деревца,   посаженные    по   четырём   углам   надгробного  холма.

В  поисках  надгробного  камня Елена Сергеевна  захаживала  в сараи

к   гранильщикам  и   подружилась  с  ними.   Однажды  видит  - 

 в   глубокой   яме,  среди  обломков  мрамора  и  старых  памятников

 мерцает  огромный  чёрный  камень.

-  А это что?

-  Да  Голгофа.

            Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа  с  крестом.   Потом  к   гоголевскому   юбилею   1952

года    сделали  новый   памятник,   а   прежний   за  ненадобностью

бросили    в   яму.

Я покупаю,   - не  раздумывая,   сказала  Елена  Сергеевна.

            Камень  перевезли,  и  глубоко  ушёл  он  в землю  над  урной

 с   прахом   Булгакова.   Стёсанный   верх  без  креста,   со   сбитой

строкой  из  Евангелия – он  выглядел некрасиво.  Тогда  всю глыбу

перевернули основанием   наружу.   Камень  гранильщики  называли почему-то  «черноморский   гранит».   По   преданию,   Аксаков  сам

выбрал   его  где-то  в  Крыму,  и  долго  везли  его  на  лошадях  в  Москву,   чтобы   положить   на   могилу   Гоголя.

 

            Булгаков   писал   в   письме  к   своему  другу   Попову,

 вспоминая    Гоголя:   «Учитель,   укрой   меня  своей   чугунной

шинелью».   По  слову  и  сбылось – Гоголь уступил свой крестный камень    Булгакову.

назад

в начало 

Поиск
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz