возможность мыслить
и
творить
– ему обещаны
Воландом и
устами Маргариты. Но навсегда
остаётся только обещанным ему.
Мастеру уготован покой, но
не
свет. Почему Мастер не
заслужил света? Не потому ли, что
помощи и защиты
просил
у дьявола?
Может быть,
потому что любил женщину,
принадлежащую другому? Он был Мастер, а не герой.
Покой
Мастера на грани
света и тьмы,
на стыке дня и ночи. Там, где
горит рассвет и свеча
зажигается в сумерках.
«Боги! Боги мои!
Как грустна вечерняя земля!
Как таинственны
туманы над болотами. Кто блуждал
в этих
туманах, кто много страдал
перед
смертью, кто летал над
этой
землей, неся на
себе непосильный груз, тот это
знает.
Это знает уставший.
И он без сожаления покидает туманы земли,
её болотца и реки,
он отдаётся с легким сердцем в руки
смерти, зная, что только она одна
успокоит его».
Роман «Мастер и Маргарита» надвинулся
на всё, что
написал Булгаков, как тень горы на
закате надвигается на землю.
В тени всё меркнет, стушёвывается, сама земля как бы делается
её пьедесталом. А гора кажется всё выше
и выше, ещё величественнее. Время сыграло
с нами злую шутку. Пошутил над нами и
сам автор. Он, конечно, не хотел
этого, но он писал
весёлый роман. Хотя
весёлое в нём мешается
с грустью. Хотя от
некоторых страниц
цепенеет сердце.
И всё-таки Булгаков, смеясь,
расставался со своим прошлым и, может быть, с
жизнью. Как ни страшна
эта аналогия, но роман
Булгакова и его смерть стоят
рядом. «Мастер и Маргарита» -
предсмертный роман.
Страницы его дописывались слабеющей
рукой. И выплачено за него
было не только часами вдохновения, но и жизнью
автора.
«Прощай, ученик!» - чуть слышно
сказал Мастер и стал таять в воздухе». Идея духовного ученичества проходит
через весь роман. Иешуа и Левий Матвей,
Мастер и Иван Бездомный…»
В итоговой главе романа
Булгаков не мог не вспомнить
своих учителей.
Тема Гоголя проявляется
на протяжении всего
романа в виде
многочисленных отсылок к его произведениям.
Полёт Маргариты на метле
– эпизод из «Ночи перед Рождеством».
Чудесное избавление от нечистой
силы благодаря крику петуха
-
напоминает «Вия». В
ситуации с украденной
головой Берлиоза
просматривается сюжет повести
«Нос».
Но главным в ряду этих
ассоциаций является мотив
сожжённого Мастером
романа, отсылающего нас к «Мертвым
душам» и, более
того, не только к творчеству, но и к личности,
судьбе Гоголя. По отношению к нему Булгаков всегда благоговел и ощущал себя учеником.
Удивительно в связи
с этим одно
совпадение. До начала
50-х годов
на могиле Булгакова не было ни камня, ни креста – лишь прямоугольник травы с
незабудками, да молодые грушевые
деревца, посаженные
по четырём
углам
надгробного
холма.
В поисках надгробного камня Елена Сергеевна захаживала в сараи
к гранильщикам и подружилась
с ними. Однажды видит -
в глубокой
яме,
среди обломков мрамора и старых
памятников
мерцает
огромный чёрный камень.
- А это что?
- Да Голгофа.
Объяснили, что на могиле Гоголя в
Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом к гоголевскому юбилею 1952
года сделали новый памятник,
а прежний за ненадобностью
бросили в яму.
Я покупаю, - не раздумывая, сказала
Елена Сергеевна.
Камень перевезли, и глубоко
ушёл он в
землю над урной
с прахом
Булгакова.
Стёсанный
верх без креста, со сбитой
строкой из Евангелия – он выглядел некрасиво. Тогда всю глыбу
перевернули
основанием наружу. Камень гранильщики называли почему-то «черноморский гранит». По преданию,
Аксаков сам
выбрал его где-то в Крыму,
и долго везли
его на лошадях в Москву,
чтобы положить на могилу Гоголя.
Булгаков писал в письме к своему
другу Попову,
вспоминая Гоголя: «Учитель,
укрой меня своей чугунной
шинелью». По слову
и сбылось – Гоголь уступил свой крестный камень Булгакову.
назад
в начало