Четверг, 04.07.2024


ГБОУ №495 Московского района Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы Кудимова Н.Н.
Проект «Союз театра и уроков литературы»





Меню сайта
Форма входа
2

Музыка: Григ «Озе».

Отец  стремился  привить  детям  христианский  образ  мыслей.

Но   через  три  года   после  его  смерти  Михаил,  к  тому  времени

поступивший  на  медицинский  факультет,  в  спорах  с   домашними высказал   своё   неверие   в   Бога.  Об   этом  говорят   записи   в дневнике  его  сестры.  Но  после  пережитых  трагических  событий революции  и  гражданской  войны  он  заново  вернулся  к  этим,  однажды   решённым  в  юности  вопросам.   Роман «Мастер  и

Маргарита»   свидетельствует  о  новом   отношении   писателя  к

вопросам   религии.

 

И февральскую   революцию   1917   года,   и    Октябрьский

переворот    Булгаков   встретил  отрицательно.

Из  письма к сестре 31 декабря 1917 года: «Настоящее таково, что  я  стараюсь  жить,  не  замечая его.  Недавно   в  поездке  мне

пришлось    видеть  всё  воочию.   Я  видел,   как   серые   толпы   с

гиканьем   и   гнусной   руганью   бьют   стёкла   в  поездах,  видел  как  бьют людей.  Видел  разрушенные  и  обгоревшие  дома  в  Москве…

тупые   и   зверские   лица.     Видел   толпы,   которые    осаждали

подъезды   захваченных   и   запертых   банков,   голодные  хвосты  у

лавок,   видел   газетные   киоски,   где  пишут   об  одном:  о крови,

которая   льётся  и  на  юге,  и  западе,  и  на  востоке.   Всё  воочию

видел  и  понял  окончательно,  что  произошло».

 

В сентябре 1919 года Михаил Афанасьевич  командирован

вошедшей   в   Киев   добровольческой   армией,   в   качестве

военного  врача  на  Северный  Кавказ. Там  он служил в госпиталях, там  же  начал   печатать   первые    публицистические   статьи   в  

газетах   –   и   всю  жизнь  в  последствии  вынужден  был  скрывать,

что  печатался  в  газетах   при  белых.

 

            В конце сентября 1921 года Булгаков приехал в Москву – с  тем,

как  он  пишет  в  автобиографии,  чтобы   остаться  в  ней навсегда.

До этого  он  дважды  хотел  уехать  из  России: первый  раз  в конце  

февраля  1920 года   тяжелый  тиф  не  дал  ему   эвакуироваться   с

белой  армией, о  чем он  долго сожалел.   Второй  раз  он  пытался

уплыть  в  конце  лета  1921  года.

 

            Вернувшись в Москву, Булгаков начал свою литературную жизнь заново.  Именно в рассказах первых московских лет возникнут мотивы, которые станут главными в творчестве, будут жить в нём, причудливо  сплетаясь  и  развиваясь,  - мотивы  «безумия»,  личной

вины и вины общенародной, расплаты, зловещий образ «бега» - как движения в сторону от Дома – важнейшего для Булгакова образа.

 

 

И в декабре семнадцатого года

Все потеряли мы, любя:

Один ограблен волею народа,

Другой ограбил сам себя.

 

            От  одного из  первых  рассказов  «Красная корона»  и  до

последнего  романа  «Мастер и Маргарита»  в творчестве  Булгакова очевидна  тема  вечной  муки  за  преступления,  участником  или

свидетелем   которых  становится человек.

 

            Особую драматическую страницу в жизни Булгакова составляли его взаимоотношения с властью. 

 

            Весной  1929  года  все  пьесы  Булгакова  были  сняты со сцены театра.  Тогда же, он сделал попытку -  напечатать отрывок  из нового  романа,  начатого в  1928 году  (будущего романа  «Мастер  и

 Маргарита»)  - она  не  имела  успеха.   В марте  1930  года  была

запрещена  к  постановке  и   его   новая   пьеса  «Кабала  святош»

(о Мольере). Тогда он написал письмо правительству Советского Союза.   В   нём  он спустя  десятилетие  после  гражданской  войны

подтвердил скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего  в   стране.   Булгаков  писал:  «Я  обращаюсь   к

гуманности  советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на  свободу».

 

            18  апреля 1930 года, на другой день после похорон Маяковского (эти  похороны  поразили  своей  многолюдностью)  – Сталин  позвонил  Булгакову.  Ошеломлённый    внезапностью

звонка и  жёсткостью  поставленного  Сталиным  вопроса  – «Что, мы Вам очень  надоели?» -    прозвучавшего    угрожающе,  -  Булгаков

отказался   от  просьбы  об  отъезде.   Ему  была  обещана   работа 

во  МХАТе,  а  также  личная  встреча  в  неопределённом будущем.  Очень  ободрённый  этим,  Михаил  Афанасьевич  только  полгода  

спустя   понял,  что  взамен  взятой  им  назад  просьбы  об отъезде  он  не получил ничего,  кроме зарплаты советского служащего.

 

            Весной  1937  года  долго  размышляя  над  новым  письмом

к Сталину  и  так  и  не решившись,   написать  его  в   атмосфере  всё

нарастающего террора, Булгаков принял решение доработать свой завершённый  начерно  летом 1936 года «Роман о Дьяволе». Работа над романом, получившим вскоре название «Мастер и Маргарита», становится  главным  его  занятием  с  осени  1937 года.

 

Музыка: Стравинский «Жар – птица».

            Сталин,  несомненно,  был  в курсе  трагического положения писателя.  Он внимательно следил за  всеми  произведениями, какие  создавал Булгаков. В исследованиях литературоведов есть указания   на то, что  Сталин использовал  цитаты, образы  булгаковской  прозы.

            Почти два десятка раз посмотрев на сцене спектакль «Дни Турбиных»,  он наверняка помнил в этой пьесе каждую фразу. И надо ли удивляться, что в знаменитом обращении к народу по радио 3 июля 1941 года Сталин, подбирая слова, сознательно или бессознательно, использовал фразеологию и интонацию монолога Алексея Турбина на лестнице в гимназии: «К вам обращаюсь я, друзья мои».

 

            Свою главную книгу, называющуюся сначала «Черный маг» или «Копыто  инженера»,  Булгаков  задумал  и  стал  писать  в  28-29-х

 годах.  Но  кто знает,  что становится  первоистоком,   первотолчком

к созданию  художественно произведения.

            Панорама   великого   Ершалаима,   магически  воссозданная

 в  романе,  восходит ещё  к  детским  впечатлениям  автора   от

грандиозной  панорамы  «Голгофа. Иерусалим в момент распятия Иисуса Христа», которая была сооружена в Киеве в начале 20 века. Именно тогда тень будущего творения упала на юношу, и в нём

забрезжил далёкий роман. - Знаешь, где я сейчас был? – спрашивал он  у  сестры  и  сам  отвечал,   -  На балу у сатаны.

Назад

Дальше

Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz