В задачу
проекта «Союз театра и уроков литературы» входит не только вовлечение в творческий процесс новых артистов, но и
обучение грамотному, культурному
выражению зрителями своего отношения к происходящему на сцене, выработка
умений в связанной речи аргументировать свои
высказывания. Начало работы в данном направлении показало: - нежелание
большинства школьников выступать перед всеми,
- смущение
при ведении диалога с артистами, режиссёром
- неумение
поделиться своими впечатлениями от увиденного и соотнести с прочитанным
В связи с указанными причинами была
разработана система последовательности этапов подготовки зрителей к
просмотру спектакля или сцен из него:
Самостоятельное
знакомство с произведением (летнее чтение, перспективное чтение за несколько
тем до начало изучения)
↓
Изучение
произведения на уроке, работа артистов над ролью
↓
Выбор вектора
размышления накануне просмотра спектакля (предлагается выбор на
карточках для тех, кто не чувствует в себе силы самостоятельно высказать мнение
после спектакля)
↓
Просмотр
спектакля или сцен из спектакля на уроке
↓
Диалог со
зрителем
На примере романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин» приведена таблица, в которой указаны векторы рассуждения,
предложенные на карточках по выбору, вопросы, сформулированные самими
зрителями, а так же цитаты их впечатлений – комментариев в дополнение к поставленным вопросам.
*Записи спектакля
«Евгений Онегин» можно найти в разделе сайта «Фото и видеоматериалы» Вектор размышлений | Вопрос | Цитаты впечатлений-комментариев к вопросу | Онегин: особенности характера в авторском тексте | Какие черты характера Онегина труднее всего было передать? | «Я увидел в романе Онегина скучающим молодым человеком, уставшим от шума
света, не верящим в любовь. Я считаю, Саше удалось передать состояние героя при
встрече с Татьяной» | Объём текста | Тяжело ли
было учить?
Сколько
времени уходит у артистов на заучивание роли? | «Я заметил, что начинать учить всегда тяжело, но когда поймаешь ритм,
вызовешь образы, будет легче». | Мастерство передачи чувств героев | Вопрос к режиссёру: «Есть ли свои секреты работы с молодыми артистами?» | «..обязательно долго учить текст, он должен уложиться». | Святки, гадания | Знакомство с обычаями на Руси, передача в актёрском чтении таинства и
волшебства | «При чтении сказок взрослые стараются передать волшебную атмосферу. Я
считаю, что актёру удалось передать колорит рождественских гаданий, мне было
интересно смотреть. Сам бы так не смог». | Письмо Татьяны | Как вложить чувства в авторское чтение? | «Нам предстоит выучить наизусть письмо Татьяны. Как хорошо, что мы
смогли его услышать в исполнении Ани. Ей удалось вложить в строки Пушкина
нежность, даже трепет. Теперь буду знать, где делать паузы, как читать». |
|