Музыка
Рукописи
не горят? В четвёртом измерении и пятом
времени
года это,
наверное, так. Но на нашей
грешной земле, где существует одномерность официального
восприятия, где правит бал
невежество, рукописи и жгут,
и клеймят, и топчут. Тому
немало примеров в
истории нашего Отечества.
Жизнь
великих поэтов всегда трагична. Прозрения,
пророчества, которые никто не слышит, отторженность от современников, отдельность судьбы... У Цветаевой, при безмерности дара, безудержности натуры, и
судьба была трагична безмерно. Она
всегда была сама по себе. Казалось, она родилась с этой трагической предопределенностью.
Чужой, одинокой, ни на кого не
похожей. Идущей своим путём. Вопреки, а не согласно
времени и обстоятельствам.
Свою судьбу
Марина Цветаева предсказала сама,
и очень рано.
Она предсказала собственно долгое забвение, а затем,
после глухоты и немоты, громкую
посмертную славу. Угадала и свою страшную смерть, ошибившись
лишь во времени суток: «Знаю. Умру на заре…
Я всё
знала отродясь…»,
- писала она. Трагедия Марины Цветаевой началась
с первых
же шагов в
литературе. То была
трагедия одиночества и непризнанности.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я,
что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из
фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон
и фимиам,
Моим стихам о юности
и смерти, -
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по
магазинам
(Где их никто не брал и не берет!) –
Моим стихам, как драгоценным
винам.
Настанет свой черёд.
Истинная поэзия – необъяснимое волшебство. Её секрет – в душе,
в разуме, в
воображении. Стихи не
пересказывают, и тщетны
попытки
объяснить их талантливость. «Чтобы
понять поэта, надо отправляться в
его страну», - сказал один из поэтов. «Страна поэта» -
это мир его детства,
семьи, его друзья, его стихи.
Отправимся
же в страну
Марины Ивановны Цветаевой.
Музыка: Бетховен «К Элизе».
Марина Цветаева
родилась в Москве
26 сентября 1892 года
(по старому стилю) с субботы
на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова, почти в
самом центре Москвы, в тихом Трёхпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времён. Как многие поэты, Цветаева «охотно верила указующим знакам судьбы».
Полночь, листопад, суббота – она
прочитала этот гороскоп легко и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и
горькая на излёте осени, в преддверии
зимы – она
стала символом судьбы, тоже переходной и горькой,
пылающей творчеством и уходящей
в зиму забвения.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть –
Жаркой рябины
Горькую кисть
Дальше
|