2. Сценарий театрализованного урока по русскому языку. Тема "Лексика(архаизмы)".
Задачи:
-
ознакомление с реалиями быта зажиточных горожан Древней Руси
-
закрепление
полученных знаний в результате экспресс-опроса по архаизмам
Подготовка:
- подготовка
раздела интерактивной игры с
сопровождением иллюстрациями соответствующих архаизмов (в сценарии – выделенные
слова)
- репетиционный
период в арт-мастерской с детьми, участвующими в мини-спектакле
-
подготовка карточек с архаизмами для проведения опроса с целью рефлексии
-
изготовление жетонов, вручаемых за каждый правильный ответ по окончании сценки
-
оформление сцены в русском стиле
Действующие лица:
Хозяин,
купец (гость), жена хозяина, Настасья (дочь на выданье), Марфушка, сын Ферапонт
Хозяин встречает гостя на крыльце,
кланяются друг другу
Хозяин. Доброму гостю – особая честь. Милости просим. Нежданный гость лучше жданных
двух.
Купец.
(поднимаясь). Добрый хозяин, хоромы-то у тебя знатные. Сразу видно:
ель да сосёнка – брёвнышко к брёвнышку
Хозяин. Спасибо на добром слове, приходи в
горницу, устал, поди, с дороги-то. Сейчас прикажу рыбник подать да взвар
из ледника принести. А мазюня-то у
нас завсегда имеется. Проходят в сени.
Ах,
Стешка, раззява, опять вёдра в сенях раскидала. Эй, Стешка, проси хозяйку вниз
спускаться да не забудь Марфушку из светлицы
выкрикнуть – хватит ей там кокошники примерять. С гостем добрым поздороваться
надобно.
Стешка. Что, хозяин к столу подать велите? Каша да кисель овсяный уж подоспели. И уха
грибная на славу удалась.
Купец. (причмокивая). Ох, уха с забелой. Аж аппетит разыгрался!
Хозяин. (Стешке). Да ты бы гостю с дороги
умыться подала
Купец. Хорошо бы кафтан мой почистить,
запылился в дороге. Да и козырь,
признаться, порядком шею натёр.
Стешка. Не беспокойтесь, государь, почищу ваше платье и на стол соберу. (Стешка уходит, входят хозяйка и дети)
Хозяин. А вот и семейство моё в сборе.
Купец. Чай, семья-то у тебя большая?
Хозяин. (представляет семью). Бог миловал, все
при доме. Жена моя Настасья, дочка вот заневестилась, Марфушка, душенька моя. А
это Феропонтушка, скоро грамотеем
станет. Будет отцу подмога.
Хозяйка. Ты бы, Феропонтик, показал гостю, как у тебя получается по Часослову, да по Псалтырю,
да по письму
Феропонт. (начинает ныть). Ну, оставьте,
матушка, до этого ли гостю нашему. Ему поспать бы с дороги да отдохнуть.
Марфушка. (поддерживает брата). Да и пастелье отведать хочется. А вы,
маменька с учением этим.
Хозяйка. А ты, Марфушка, чем матери перечить, лучше бы мою кику починила, а то вот-вот жемчуг рассыпется.
Марфушка. Не извольте беспокоиться, матушка, кику вам подлажу. Да и телогрея ваша уже мехом подбита.
Хозяйка. Вот, послал Бог в утешение доченьку-рукодельницу. От женихов отбоя не будет.
Купец. (расхваливая). Ай да умница, сердце
радуется.. Девица в терему – словно яблочко в раю.
Хозяйка. (заботливо, подходя к мужу). А ты бы, мой
супруг верный, поберёг бы ферязь-то
свой, чай из бархату шили, парчой расшивали.
Хозяин. (извиняясь). Ну что ты, Настасья,
ей-Богу перед гостем совестно…А и правда дома по-простому привыкли
Купец. (обращаясь к Феропонту). А как учение-то,
отрок? Как говорится: «Аз, буки, веди страшой что медведи». Много бересты извёл, чтобы грамоте выучиться?
Феропонт. Да порядком пришлось потрудиться. Не одно писало
затупилось. Но я парень- горазд, быстро выучился. Учитель первому мне дал
восковую дощечку.
Хозяйка. Да, уж всякое бывало, учитель даже розгой потчевал..а нынче сынок как уставом напишет – залюбуешься. Смотри,
Феропонтушка, перницу завтра не
забудь. Не то учитель осерчает
Хозяин. Ну, что-то мы замешкались и гостя уморили. Прошу за стол отведать рыбничка да
киселя, взвара холодного да пастелье фруктовой. Для гостя дорогого ничего не
жаль.
Артисты кланяются зрителям.
Рефлексия. Ведущий
показывает карточки со словами-архаизмами (20 слов), прозвучавшими в сценке и проиллюстрированными
на экране. За каждое правильное толкование – жетон. В конце общей игры –
подведение итога с учётом результата по рефлексии.
Назад к списку сценариев
|